Структура
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано»
1.Пояснительная записка.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
3.Учебный план.
4.График образовательного процесса.
5.Программы учебных предметов.
6.Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП в области искусств.
7.Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
1. Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа разработана на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства « Фортепиано» и сроку обучения по этой программе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
-воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Данная программа разработана с учетом:
-обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа ориентирована на:
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
-выработку у обучающихся личностных качеств,способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу,осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,умению давать объективную оценку своему труду6формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическким взглядам,пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Срок освоения программы « Фортепиано» для детей,поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,составляет 8 лет. Срок освоения программы « Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы составляет 9 лет общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки.
При приеме на обучение по программе « Фортепиано» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий,позволяющих определить наличие музыкальных способностей-слуха,ритма,памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано.
Данная программа является основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы « Фортепиано», разработанной образовательным учреждением на основании федеральных государственных требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
В настоящей программе используются следующие сокращения:
программа « Фортепиано» -дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства « Фортепиано»;
ОП-образовательная программа;
ОУ-образовательное учреждение;
ФГТ-федеральные государственные требования;
ПО-предметная область;
УП-учебный предмет.
Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Разработанная ОУ программа «Фортепиано» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Фортепиано» в соответствии с настоящими ФГТ.
При реализации программы « Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО ) и учебным предметам ( УП ):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Специальность и чтение с листа-592 часа, УП.02. Ансамбль-132 часа, УП.03. Концертмейстерский класс-49 часов, УП.04. Хоровой класс-345,5;
ПО.02. Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио-378, 5 часа, У П.02. Слушание музыки- 98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы « Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям ( ПО ) и учебным предметам ( УП ):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Специальность и чтение с листа 691час, УП.02. Ансамбль - 198 часов, УП.03. Концертмейстерский класс-49 часов, УП.04. Хоровой класс-345,5;
ПО.02. Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 428 часов, У П.02. Слушание музыки-98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, УП.04. Элементарная теория музыки-33 часа.
Использование вариативной части данной программы дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных заний, умений и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Таким образом, добавлены дополнительные часы по УП «Специальность и чтение с листа» в объеме 66ч -для восьмилетнего обучения (распределены по 0,5 часа с 3го по 6й классы), и 33 часа для обучающихся в 9м классе; также,эти часы могут быть использованы для дополнительного инструмента(например-синтезатора); во втором, третьем и четвертом классах добавлен УП «Ансамбль» ( объем часов-99 ); второе полугодие восьмого класса- УП «Аккомпанемент» ( 16 часов); для УП «Хоровой класс» - 132 часа ( по 0,5 ч. с 1го по 8й класс) и148,5 ч. для обучающихся с 1го по 9й класс ;в восьмом классе УП «Элементарная теория музыки» (33 часа).
При изучении учебных предметов программа «Фортепиано» предусматривает объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем максимальной учебной нагрузки не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы « Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе-40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние,зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам- от 2х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой м девятый ) поступление обучающихся не предусмотрено.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов , музеев и т.д.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Оценка качества реализации программы « Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимися выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
По окончании полугодий учебного года, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящей программы.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1. Специальность;
2. Сольфеджио;
3. Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», « удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами составляет три дня.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящей программой.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
-знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
-достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
-умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
-наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы « Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области « Теория и история музыки» обеспечен каждый обучающийся.
Реализация программы « Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП. В данном ОУ (ДШИ № 6 ) на отделении «Фортепиано» доля преподавателей с высшим профессиональным образованием составляет 50 %!!! Доля преподавателей со стажем более 20 лет составляет 70 %.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели — реализация аудиторных занятий, 2-3 недели -проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы « Фортепиано» данное ОУ имеет:
- концертный зал с двумя инструментами пианино, пультами и звукотехническим оборудованием,
- библиотеку,
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для и хора, пианино),
- учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащенные пианино ,
- учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов « Слушание музыки» , « Сольфеджио» , « Музыкальная литература», оснащенные фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, стульями, столами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
Результатом освоения программы « Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
-знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
-знания музыкальной терминологии;
-умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
-умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
-навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
-навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
-первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
-навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
-знания музыкальной грамоты;
-знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
-первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
-умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме бесед, дискуссий;
-навыков восприятия элементов музыкального языка;
-сформированных вокально-интоннационных навыков ладового чувства;
-навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового ( ансамблевого ) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
-навыков анализа музыкального произведения;
-навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные периоды;
-навыков записи музыкального текста по слуху;
-первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы « Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных ранее предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знание основных элементов музыкального языка,принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
- умения осуществлять анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам отражают:
Специальность и чтение с листа:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты,концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно-оправданных приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества — ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических — сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки — эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественно и зарубежной музыки XX века;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Концертмейстерский класс:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
Хоровой класс:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.)
Слушание музыки:
наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения — формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
знание профессиональной музыкальной терминологии;
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хромматика, отклонение, модуляция);
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
6. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП в области искусств.
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программ : « Специальность и чтение с листа», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушивания к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебные предметы.
Промежуточная аттестация по учебным предметам : «Специальность и чтение с листа» , «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация для учебного предмета « Специальность и чтение с листа» проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка « отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
По завершению изучения учебных предметов « Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения:
учебный предмет «Ансамбль» - по восьмилетнему сроку обучения промежуточная аттестация проходит в 7 классе; по девятилетнему сроку обучения-в 9м классе;
учебный предмет «Концертмейстерский класс» - по восьмилетнему сроку обучения проводится в 8м классе; по девятилетнему - в 9м классе.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочны средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале :
5 («отлично») технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами ( как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3(«удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2(неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков,не выученный текст,
а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ создает комфортную развивающую среду для культурно-просветительской и творческой деятельности.
Цели и задачи видов деятельности направлены на качественную реализацию ОП, в том числе, для создания условий формирования
исполнительских и творческих умений и навыков, расширения культурного кругозора у учащихся,формирование коммуникационных
навыков, а также пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, приобщению к духовным ценностям.
Для реализации данных видов деятельности в нашем ОУ проводится большая работа. Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие и являются дипломантами и лауреатами фестивалей, конкурсов различного уровня; посещают концерты симфонического оркестра Саратовской областной филармонии.
Ежегодно, совместно с теоретическим отделом, проводятся такие мероприятия, как концерты:
«Волшебная сила музыки», посвященный Всемирному Дню музыки;
Праздник для первоклассников «Посвящение в музыканты»;
Праздничный концерт, посвященный «Дню Защитника Отечества»;
«Нашим мамам»;
«Салют, Победа» и другие.
Лекции-концерты, посвященные памятным датам и творчеству отечественных и зарубежных композиторов, джазовые фестивали. Наряду с преподавателями играют также и учащиеся школы.
С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ОУ создаются различные творческие коллективы. В нашей школе в 1988г был организован оркестр русских народных инструментов « Покровские зори», руководитель Карпов А.П. ,художественный руководитель и главный дирижер Хохлачев В.Я. В состав коллектива входят не только преподаватели народного отделения, но и пианисты.
Основное творческое направление деятельности оркестра – академическое.
В репертуаре свыше 100 произведений различного характера: классика, народная музыка и романсы, популярная музыка современных авторов.
В 1993 году Саратовским областным центром народного творчества коллективу присвоено звание « НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ».
Оркестр «ПОКРОВСКИЕ ЗОРИ» принимал участие в V Всероссийском конкурсе методических работ в двух номинациях: авторская и исполнительская (художественный руководитель ХОХЛАЧЁВ В. Я. награждён Почётной Грамотой Губернатора Саратовской области).
В ноябре 2003 года состоялся юбилейный концерт, посвящённый 15-летию творческой деятельности ОРНИ «ПОРОВСКИЕ ЗОРИ». Коллектив награждён Почётными Грамотами Министерства культуры Саратовской области, мэра г. Энгельса, Управления культуры и кино ЭМО и другими приветственными адресами.
В сентябре 2005 года оркестр – дипломант IV Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов имени Калинина Н.Н. В рамках музыкального фестиваля «КОМПОЗИТОРЫ РОССИИ-ДЕТЯМ», посвящённом 100-летию Д.Д.Шостаковича, 1 октября 2006 г. в Большом зале Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова оркестр с вокальными ансамблями «Апельсин» и «Золушка» представлял песни саратовского композитора Н. Шиянова.
В декабре 2006 года оркестр награждён Дипломом газеты Областной Думы «Неделя области» за достижения в области культуры и искусства по итогам 2006 года.
В 2007 году на городском фестивале-конкурсе ансамблей народных инструментов, посвящённом 100-летию И.Я. Паницкого и 260-летию города Покровска-Энгельса инструментальная группа оркестра стала лауреатом, Грамотами награждён коллектив в номинации «За лучшее исполнение музыкального произведения»: К.Веласкес «Бэсамэ мучо» и Хохлачёв В.Я. в номинации «Лучшая аранжировка». В декабре 2007 года ансамбль «Покровские зори» стал лауреатом III Всероссийского фестиваля-конкурса исполнительского мастерства преподавателей ДМШ и ДШИ в г. Волгограде.
Коллектив имеет 1,5 - часовые постоянно действующие тематические концертные программы: «Играют народные инструменты», «Вечер романса», «Памяти А.Петрова», «Играют лауреаты-исполнители выпускники ДШИ №6», «Этих дней не смолкнет слава» (военно-патриотическая музыка и песни) и др.
16 мая 2011 года оркестр стал лауреатом на областном фестивале-конкурсе исполнителей музыкальных произведений из отечественного кинематографа "Город кино".
С 29 по 31 марта 2012 года оркестр принял участие во II Международном конкурсе-фестивале "Весенний перезвон", проводившемся в г. Саратове, где стал обладателем Диплома лауреата II степени.