banner

     

Структура

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области музыкального искусства «Фортепиано»

 

1.Пояснительная записка.

 

2.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.

 

3.Учебный план.

 

4.График образовательного процесса.

 

5.Программы учебных предметов.

 

6.Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП в области искусств.

 

7.Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

           Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа разработана на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программы в области  музыкального искусства « Фортепиано» и сроку обучения по этой программе.

   Программа  учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры  на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

-воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

           

            Данная программа  разработана с учетом:

-обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области  музыкального искусства;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

                 

            Программа ориентирована на:

-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

-выработку у обучающихся личностных качеств,способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,  приобретению навыков творческой  деятельности, умению планировать свою домашнюю работу,осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,умению давать объективную оценку своему труду6формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися  в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическким взглядам,пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,определению наиболее эффективных способов достижения результата.

      Срок освоения программы « Фортепиано» для детей,поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,составляет 8 лет. Срок освоения программы « Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы составляет 9 лет общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

    Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу    «Фортепиано» в сокращенные сроки.

         При приеме на обучение по программе  « Фортепиано» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий,позволяющих определить наличие музыкальных способностей-слуха,ритма,памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано.

     Данная программа является основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы « Фортепиано», разработанной образовательным учреждением на основании федеральных государственных требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

           В настоящей программе используются следующие сокращения:

  программа « Фортепиано» -дополнительная предпрофессиональная  общеобразовательная программа в области музыкального искусства « Фортепиано»;

        ОП-образовательная программа;

        ОУ-образовательное учреждение;

        ФГТ-федеральные государственные требования;

        ПО-предметная область;

        УП-учебный предмет.

 

Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

   Разработанная ОУ программа «Фортепиано» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Фортепиано» в соответствии с настоящими ФГТ.

При реализации программы « Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО ) и учебным предметам ( УП ):

                      ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01.  Специальность и чтение с листа-592 часа, УП.02. Ансамбль-132 часа, УП.03. Концертмейстерский класс-49 часов, УП.04. Хоровой класс-345,5;

                        ПО.02. Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио-378, 5 часа, У П.02. Слушание музыки- 98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.

    При реализации программы « Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям ( ПО ) и учебным предметам ( УП ):

                ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Специальность и чтение с листа 691час, УП.02. Ансамбль - 198 часов, УП.03. Концертмейстерский класс-49 часов, УП.04. Хоровой класс-345,5;

                        ПО.02. Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио - 428 часов, У П.02. Слушание музыки-98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, УП.04. Элементарная теория музыки-33 часа.

            Использование вариативной части данной программы дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных заний, умений и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20% от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Таким образом, добавлены дополнительные часы по УП «Специальность и чтение с листа» в объеме 66ч -для восьмилетнего обучения (распределены по 0,5 часа с 3го по 6й классы), и 33 часа для обучающихся в 9м классе; также,эти часы  могут быть использованы для дополнительного инструмента(например-синтезатора);  во втором, третьем и четвертом  классах добавлен УП «Ансамбль» ( объем часов-99 ); второе полугодие восьмого класса- УП «Аккомпанемент» ( 16 часов); для УП «Хоровой класс» - 132 часа ( по 0,5 ч. с 1го по 8й класс) и148,5 ч. для обучающихся с 1го по 9й класс ;в восьмом классе УП «Элементарная теория музыки» (33 часа).

При изучении учебных предметов программа «Фортепиано»  предусматривает объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем максимальной учебной нагрузки не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

         Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы « Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе  составляет 39 недель, в девятом классе-40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

      С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние,зимние, весенние каникулы проводятся  в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

    Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам- от 2х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

        Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой м девятый ) поступление обучающихся не предусмотрено.

  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому предмету.

     Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов , музеев и т.д.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

  Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

    Оценка качества реализации программы « Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

     По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимися выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

   Содержание промежуточной аттестации  и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие  оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

         По окончании полугодий учебного года, оценки выставляются по каждому учебному  предмету.  Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящей программы.

            Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1. Специальность;

2. Сольфеджио;

3. Музыкальная литература.

 

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,  «хорошо», « удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами составляет три дня.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящей программой.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

-знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;

-достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

-умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

-наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы « Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области « Теория и история музыки» обеспечен каждый обучающийся.

       Реализация программы « Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП. В данном ОУ (ДШИ № 6 )  на отделении «Фортепиано» доля преподавателей с высшим профессиональным образованием составляет  50 %!!! Доля преподавателей со стажем более 20 лет составляет 70 %.

    Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели — реализация аудиторных занятий, 2-3 недели -проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

      Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

  Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

            Для реализации программы « Фортепиано» данное ОУ имеет:

- концертный зал с двумя инструментами пианино, пультами и звукотехническим оборудованием,

-  библиотеку,

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для и хора, пианино),

- учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащенные пианино ,

-  учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов « Слушание музыки» , « Сольфеджио» , « Музыкальная литература», оснащенные фортепиано  или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, стульями, столами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

             Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

             В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов  в сценических костюмах.

 2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.

    

           Результатом освоения программы « Фортепиано»  является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

                  в области музыкального исполнительства:

-знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

-знания музыкальной терминологии;

-умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных  музыкальных произведений;

-навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

-навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

-первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

-навыков публичных выступлений;

                   в области теории и истории музыки:

-знания музыкальной грамоты;

-знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

-первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

-умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме бесед, дискуссий;

-навыков восприятия элементов музыкального языка;

-сформированных вокально-интоннационных навыков ладового чувства;

-навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового ( ансамблевого ) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

-навыков анализа музыкального произведения;

-навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные периоды;

-навыков записи музыкального текста по слуху;

-первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

        Результатом освоения программы « Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных ранее предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

                   в области музыкального исполнительства:

 -    знания основного фортепианного репертуара;

 - знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

-  умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

 

                  в области теории  и истории музыки:

-  первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

-   первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знание основных элементов музыкального языка,принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умения осуществлять анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

-   наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

-  навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

-  навыков восприятия современной музыки.

 

   Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам отражают:

         Специальность и чтение с листа:

          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

              сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать  репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

 знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты,концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

 знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

  знание профессиональной терминологии;

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

                 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно-оправданных приемов;

наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

        Ансамбль:

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества — ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических — сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;

знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки — эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественно и зарубежной музыки XX века;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

          Концертмейстерский класс:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки,  в том числе:

знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;

умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

 навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.

 

          Хоровой класс:

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

 знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

 навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

                    сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

                наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

 

       Сольфеджио:

сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

   умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

     умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.)

 

      Слушание музыки:

                              наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

 

     Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

 первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения — формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

знание профессиональной музыкальной терминологии;

сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

 навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

        Элементарная теория музыки:

 знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хромматика, отклонение, модуляция);

первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

      умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

        наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

     

 

 6. Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП в области искусств.

 

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

 

       Оценка качества реализации программ : « Специальность и чтение с листа», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

  Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:  академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушивания к ним и т.д.

    Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебные предметы. 

   Промежуточная аттестация по учебным  предметам : «Специальность и чтение с листа» , «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

    Итоговая аттестация для учебного предмета « Специальность и чтение с листа» проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка « отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

  По завершению изучения учебных предметов « Ансамбль» и «Концертмейстерский класс»  проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения:

 учебный предмет «Ансамбль» - по восьмилетнему сроку обучения промежуточная аттестация проходит в 7 классе; по девятилетнему сроку обучения-в 9м классе;

   учебный предмет «Концертмейстерский класс» - по восьмилетнему сроку обучения проводится в 8м классе; по девятилетнему - в 9м классе.

 

                                     

                                                      Критерии оценок

 

     Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочны средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

                      

Критерии оценки качества исполнения

               

 По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале :

  

 

 5 («отлично»)                  технически качественное и художественно                                                           

                                           осмысленное исполнение, отвечающее всем                       

                                             требованиям на данном этапе обучения

 

4 («хорошо»)                     оценка отражает грамотное исполнение с

                                            небольшими недочетами ( как в техническом

                                            плане, так и в художественном смысле)

 

 3(«удовлетворительно»)  исполнение с большим количеством недочетов, а

                                            именно: недоученный текст, слабая техническая

                                            подготовка, малохудожественная игра, отсутствие

                                            свободы игрового аппарата и т.д.

 

 2(неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков,не выученный текст,

                                             а также плохая посещаемость аудиторных занятий

 

 «зачет» (без оценки)         отражает достаточный уровень подготовки и

                                             исполнения на данном этапе обучения

 

 

 Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.     

 

 

  7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

 

 Для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ создает комфортную развивающую среду для культурно-просветительской и творческой деятельности.

Цели и задачи видов деятельности направлены на качественную реализацию ОП, в том числе, для создания условий формирования

исполнительских и творческих умений и навыков, расширения культурного кругозора у учащихся,формирование коммуникационных

навыков, а также пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, приобщению к духовным ценностям.

Для реализации данных видов деятельности в нашем ОУ проводится большая работа.  Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие и являются дипломантами и лауреатами фестивалей, конкурсов различного уровня; посещают концерты симфонического оркестра  Саратовской  областной филармонии.

Ежегодно, совместно с теоретическим отделом, проводятся такие мероприятия, как концерты:

          «Волшебная сила музыки», посвященный  Всемирному Дню музыки;

            Праздник для первоклассников «Посвящение в музыканты»;

            Праздничный концерт, посвященный «Дню Защитника Отечества»;

          «Нашим мамам»;

           «Салют, Победа» и другие.

Лекции-концерты, посвященные памятным датам и творчеству отечественных и зарубежных композиторов, джазовые фестивали. Наряду с преподавателями играют также и учащиеся школы.

С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ОУ создаются различные творческие коллективы. В нашей школе в 1988г был организован оркестр русских народных инструментов « Покровские зори», руководитель Карпов А.П. ,художественный руководитель  и главный дирижер Хохлачев В.Я. В  состав коллектива входят не только преподаватели народного отделения, но и пианисты.

    Основное творческое направление деятельности оркестра – академическое.
   В репертуаре свыше 100 произведений различного характера: классика, народная музыка и романсы, популярная музыка современных авторов.

  В 1993 году Саратовским областным центром народного творчества коллективу присвоено звание « НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ».

     Оркестр «ПОКРОВСКИЕ ЗОРИ» принимал участие в V Всероссийском конкурсе методических работ в двух номинациях: авторская и исполнительская  (художественный руководитель ХОХЛАЧЁВ В. Я. награждён Почётной Грамотой Губернатора Саратовской области).


    В ноябре 2003 года состоялся юбилейный концерт, посвящённый 15-летию творческой деятельности ОРНИ «ПОРОВСКИЕ ЗОРИ». Коллектив награждён Почётными Грамотами Министерства культуры Саратовской области, мэра г. Энгельса, Управления культуры и кино ЭМО и другими приветственными адресами.

     
В сентябре 2005 года оркестр – дипломант IV Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов имени Калинина Н.Н.
В рамках музыкального фестиваля «КОМПОЗИТОРЫ РОССИИ-ДЕТЯМ», посвящённом 100-летию Д.Д.Шостаковича, 1 октября 2006 г. в Большом зале Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова оркестр с вокальными ансамблями «Апельсин» и «Золушка» представлял песни саратовского композитора Н. Шиянова. 


       В декабре 2006 года оркестр награждён Дипломом газеты Областной Думы «Неделя области» за достижения в области культуры и искусства по итогам 2006 года.


  В 2007 году на городском фестивале-конкурсе ансамблей народных инструментов, посвящённом 100-летию И.Я. Паницкого и 260-летию города Покровска-Энгельса инструментальная группа оркестра стала лауреатом, Грамотами награждён коллектив в номинации «За лучшее исполнение музыкального произведения»: К.Веласкес «Бэсамэ мучо» и Хохлачёв В.Я. в номинации «Лучшая аранжировка».  
      В декабре 2007 года ансамбль «Покровские зори»  стал лауреатом III Всероссийского фестиваля-конкурса исполнительского мастерства преподавателей ДМШ и ДШИ в г. Волгограде.


  Коллектив имеет 1,5 - часовые постоянно действующие тематические концертные программы: «Играют народные инструменты», «Вечер романса», «Памяти А.Петрова», «Играют лауреаты-исполнители выпускники ДШИ №6», «Этих дней не смолкнет слава» (военно-патриотическая музыка и песни) и др.

     
16 мая 2011 года оркестр стал лауреатом на областном фестивале-конкурсе исполнителей музыкальных произведений из отечественного кинематографа "Город кино".
               

      С 29 по 31 марта 2012 года оркестр принял участие во II Международном конкурсе-фестивале "Весенний перезвон", проводившемся в г. Саратове, где стал обладателем Диплома лауреата II степени.

     

                                                         

  • Поиск
  • Главная страница
  • Новости
  • Онлайн запись
  • Сведения об образовательной организации
    • Самообследование
    • Основные сведения об образовательном учреждении
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Устав школы
      • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
      • Правила внутреннего распорядка обучающихся
      • Правила внутреннего трудового распорядка
      • Коллективный договор
      • Отчёты
      • Локальные акты
      • Муниципальные задания
      • Договор об организации охраны здоровья
      • Инструкция для руководителя и персонала
      • Акты проверок
      • Результаты оценки условий труда
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
      • Доступная среда
    • Организация питания в образовательной организации
    • Платные образовательные услуги
    • Стипендии и меры поддержки
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Международное сотрудничество
  • Творческие коллективы
    • ОРНИ им. В.Я. Хохлачёва.
    • Фольклорный ансамбль "Ладушка"
  • Попечительский совет
    • Документы Попечительского совета
    • Устав Попечительского совета
  • Антиэкстремистская и антитеррористическая информация
    • Инструкция для персонала
  • Информация по антинаркотической профилактики и пропаганде здорового образа жизни
  • Лауреаты нашей школы
  • Информация для поступающих
  • Вакансии
  • Пресса
  • Каталог сайтов
  • Фотоальбомы
  • Фотоотчеты
  • Независимая оценка качества
  • Наш видеоканал в YouTube
  • Коронавирус
  • Обратная связь
    • Обратная связь
  • Поиск
  • Главная страница
  • Новости
  • Онлайн запись
  • Сведения об образовательной организации
    • Самообследование
    • Основные сведения об образовательном учреждении
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Устав школы
      • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
      • Правила внутреннего распорядка обучающихся
      • Правила внутреннего трудового распорядка
      • Коллективный договор
      • Отчёты
      • Локальные акты
      • Муниципальные задания
      • Договор об организации охраны здоровья
      • Инструкция для руководителя и персонала
      • Акты проверок
      • Результаты оценки условий труда
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
      • Доступная среда
    • Организация питания в образовательной организации
    • Платные образовательные услуги
    • Стипендии и меры поддержки
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Международное сотрудничество
  • Творческие коллективы
    • ОРНИ им. В.Я. Хохлачёва.
    • Фольклорный ансамбль "Ладушка"
  • Попечительский совет
    • Документы Попечительского совета
    • Устав Попечительского совета
  • Антиэкстремистская и антитеррористическая информация
    • Инструкция для персонала
  • Информация по антинаркотической профилактики и пропаганде здорового образа жизни
  • Лауреаты нашей школы
  • Информация для поступающих
  • Вакансии
  • Пресса
  • Каталог сайтов
  • Фотоальбомы
  • Фотоотчеты
  • Независимая оценка качества
  • Наш видеоканал в YouTube
  • Коронавирус
  • Обратная связь
    • Обратная связь
МЫ в МЫ в

+7 (8453) 54-63-68

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

МБУДО "ДШИ №6 ЭМР"

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru